Кубизм — модернистское направление в изобразительном искусстве

Пабло Пикассо, "Мертвые птицы", 1912
Пабло Пикассо, "Мертвые птицы", 1912

"Все имеют право меняться, даже художники" Пабло Пикассо

Куби́зм (фр. Cubisme) — художественное движение в изобразительном искусстве в начале XX века зародившееся во Франции. Это модернистское направление представляло собой революцию в живописи и скульптуре. Влияние кубизма ощущалось также в области литературы, особенно в трудах Гертруды Стайн, Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, которые применяли принципы абстрактного языка, повторения и использования нескольких повествователей. А в музыке композитор Игорь Стравинский приписывал кубизму влияние на свое творчество.

Что такое кубизм

Художники-кубисты отвергли унаследованную концепцию о том, что искусство должно копировать природу или что художники должны принять традиционные методы перспективы, моделирования и ракурса. Они разрушили традиционную перспективу и моделирование в круглой форме, чтобы подчеркнуть двумерную плоскость изображения.

Они уменьшали и дробили объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в пределах неглубокого, похожего на рельеф пространства. Они также использовали множественные или контрастные точки обзора.

Приняв эти меры, они отказались от традиционного "иллюзионизма" в живописи и радикально изменили наш взгляд на мир.

"Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанс" Джон Голдинг
История

Пионерами этого движения были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Впервые они встретились в 1905 году, но только в 1907 году Пикассо показал Браку картину, которая считается первой картиной кубистов - «Авиньонские девицы». Первоначальное название работы — «Философский бордель».

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

На картине изображены пять обнажённых девиц легкого поведения, написанных в разной манере.

Источниками вдохновения при написании этой картины для художника послужили работа Поля Сезанна «Купальщицы» и выставка масок Черного континента, которую Пикассо посетил в Этнографическом музее Парижа.

Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900
Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900

Пикассо не решался выставить свою работу на всеобщее обозрение, и она оставалась невидимой до 1916 года. Лишь в 1920-м картину приобрел французский модельер, коллекционер и меценат Жак Дусе. А впервые на выставку «Авиньонские девицы» попали в 1937 году. Сегодня работа находится в нью-йоркском Музее современного искусства.

"От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции, и стремится возвыситься до созидания" Гийом Аполлинер

Ответом Брака на первоначальную работу Пикассо была его картина 1908 года "Большая обнаженная", отмеченная включением методов Поля Сезанна в качестве отрезвляющего влияния. Так началась первая эпоха кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображениями предмета сразу с нескольких точек зрения, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.

Поль Брак, "Большая обнаженная", 1908
Поль Брак, "Большая обнаженная", 1908

Термин кубизм впервые был использован французским критиком Луи вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описывал их Воксселю как состоящие из кубиков. Этот термин не был широко использован, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.

Позже к одному из самых влиятельных художественных течений начала ХХ века - кубизму присоединились Жан Метцингер, Альберт Глейзес, Робер Делоне, Анри Ле Фоконье, Фернан Леже и Хуан Гри.

Жорж Брак, "Бутылка", 1914
Жорж Брак, "Бутылка", 1914
Хуан Гри, "Груши и виноград на столе", 1913
Хуан Гри, "Груши и виноград на столе", 1913
Фернан Леже, "Типограф", 1919
Фернан Леже, "Типограф", 1919

Фазы развития кубизма

Сезанновский кубизм

Первый этап, который также был известен как докубизм, он находится под сильным влиянием французского живописца Поля Сезанна и его знаменитой манере воспроизведения природы в картинах с использованием цилиндров, сфер и конусов. Художники не удовлетворились попытками отречения от перспективы и стали стремиться свести изображение к фундаментальным геометрическим формам.

Поль Сезан, «Пьеро и Арлекин». Картина написана Сезанном за 19 лет до возникновения кубизма
Поль Сезан, «Пьеро и Арлекин». Картина написана Сезанном за 19 лет до возникновения кубизма
Вторая фаза кубизма-аналитический кубизм

Аналитический кубизм считается одной из основных ветвей кубизма. На этом этапе кубисты “анализировали " естественные формы и сводили их к основным геометрическим частям, чтобы создать двумерную плоскость изображения.

В этой фазе цвет практически отсутствовал, за исключением случаев, когда художники использовали монохроматические схемы, включавшие синий, серый и охристый цвета. Аналитические кубисты больше фокусировались на таких формах, как сферы, цилиндры и конусы, чтобы представлять естественный мир. Из-за этих особенностей произведения, созданные Пикассо и Браком, имели стилистическое сходство.

Жорж Брак, "Скрипка и кувшин", 1910
Жорж Брак, "Скрипка и кувшин", 1910
Третий этап кубизма-синтетический кубизм

Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах испанского художника и скульптора Хуана Гриса. Это движение кубизма было охарактеризовано введением различных поверхностей, текстур, папье-колле, элементов коллажа и большого разнообразия слитой предметной области. Это было первое введение коллажных материалов в качестве важного компонента изобразительного искусства. Синтетический кубизм фактически сталкивает несколько объектов вместе.

Пабло Пикассо, "Натюрморт с мандолиной и гитарой", 1924
Пабло Пикассо, "Натюрморт с мандолиной и гитарой", 1924
Хуан Грис, "Рюмки, газета и бутылки вина", 1913
Хуан Грис, "Рюмки, газета и бутылки вина", 1913

Каковы наиболее важные характеристики кубизма?

В кубизме не соблюдены пропорции, органическая целостность материальных объектов. Полотно художника больше напоминало поле битого стекла, говорили некоторые критики.

Кубизм считает” целостный " образ, воспринимаемый сетчаткой глаза, искусственным и условным, основанным на влиянии прошлого искусства. Кубизм отвергает эти образы и признает, что перспективное пространство является иллюзорным и рациональным изобретением или знаковой системой, которая исходит из искусства Возрождения.

"Предмет, писанный по принципу кубизма, может считаться законченным тогда, когда исчерпаны диссонансы его" Казимир Малевич

В работах кубистов вместо образа внешнего мира нам дается свой собственный мир, аналогичный природе, но построенный на иных принципах. Кубисты стремятся воспроизвести различные точки зрения одновременно, они пытаются имитировать способность разума абстрагироваться и синтезировать свои различные впечатления о мире в новые целостности.

Любовь Попова, "Портрет философа", 1915
Любовь Попова, "Портрет философа", 1915

Влияние кубизма

Кубизм в живописи

Пионерами кубизма были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но движение было принято и далее развивалось многими художниками, такими как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Роберт и Соня Делоне, Альберт Глейзес, Роже де ла Френе и Жан Метцингер.

Художники-кубисты придерживались концепции, что искусство не должно копировать природу и что они не должны принимать традиционные методы моделирования, перспективы и ракурса. Художники хотели подчеркнуть двухмерность холста, поэтому они дробили и уменьшали объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в мелком, рельефном пространстве. Специфической особенностью также было использование нескольких или контрастных точек обзора.

Богумил Кубишта, "Пьеро", 1911
Богумил Кубишта, "Пьеро", 1911

Кубизм в скульптуре

Хотя кубизм был в первую очередь связан с живописью, это направление также оказало большое влияние и на скульптуру 20-го века. Наиболее важными скульпторами-кубистами были Раймон Дюшан-Вийон, Александр Архипенко и Жак Липшиц.

Александр Архипенко, "Идущая Женщина", 1912
Александр Архипенко, "Идущая Женщина", 1912
Пабло Пикассо, "Голова женщины", 1908
Пабло Пикассо, "Голова женщины", 1908

Кубизм в архитектуре

Основоположником архитектурного кубизма стал чешский архитектор, градостроитель, дизайнер мебели, преподаватель и теоретик Павел Янак (1882-1956). В своей работе «Призма и пирамида» Янак описал теоретические основы архитектурного кубизма.

Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

В начале 1910-х Прага была вторым по значению – после Парижа – центром этого художественного направления в Европе.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны»

Дом «У Черной Мадонны», музей кубизма в Старом городе Праги
Дом «У Черной Мадонны», музей кубизма в Старом городе Праги
Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи
Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи

Кубизм художники

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

"Бог - такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей" Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (1881 — 1973) - испанский художник, график, скульптор, керамист и т. д. Оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. За свою жизнь мастер создал около 20 тысяч работ. По результатам опроса газеты The Times в 2009 году, Пикассо — лучший художник за последние 100 лет. По экспертным оценкам, Пикассо один из самых дорогих художников в мире и его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.

Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921
Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921
Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909
Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909
Пабло Пикассо. Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша 1913 - 1914
Пабло Пикассо. Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша 1913 - 1914
Жорж Брак
Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год
Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год

"В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном, преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера – аналитический кубизм" Жорж Брак

Жорж Брак (1882 - 1963) — французский художник, скульптор, коллажист, гравер, график, сценограф и декоратор. Работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения.

Жорж Брак, "Гитара, фрукты и кувшин", 1928
Жорж Брак, "Гитара, фрукты и кувшин", 1928
Жорж Брак, "Бутылка и рыбы", 1910-12
Жорж Брак, "Бутылка и рыбы", 1910-12
Жорж Брак, "Дом в Эстаке", 1908
Жорж Брак, "Дом в Эстаке", 1908
Хуан Грис
Хуан Грис
Хуан Грис

"Кубизм есть только новый способ представления вещей" Хуан Грис

Хуан Грис - испанский художник, скульптор, график и декоратор. После переезда в Париж художник попадает по влияние известных художников, работающих в кубизме, Брака, Пикассо и Леже. Общение с опытными мастерами помогло молодому дарованию выработать для себя свой творческий стиль. Художник работал в жанре «аналитического» кубизма (термин был позже придуман им самим). Картины Гриса продаются на аукционах за огромные деньги.

Хуан Грис, "Портрет Пикассо", 1912
Хуан Грис, "Портрет Пикассо", 1912
Хуан Грис, "Человек в кафе", 1912
Хуан Грис, "Человек в кафе", 1912
Альбер Глез
Альбер Глез
Альбер Глез

Альбер Глез (1881 — 1953) — французский художник, философ и теоретик кубизма. Альберт Глейз и Жан Метцингер написали первый крупный Трактат о кубизме, Du "Cubisme", 1912.

Альбер Глез, «Портрет Жака Найраля», 1911
Альбер Глез, «Портрет Жака Найраля», 1911
Альбер Глез, «Пейзаж», 1914
Альбер Глез, «Пейзаж», 1914
Жан Метценже
Жан Метценже
Жан Метценже

Жан Доминик Антони Метценже (1883 – 1956) был крупным французским художником XX века, теоретиком, писателем, критиком и поэтом, который вместе с Альбертом Глейзсом написал первую теоретическую работу по кубизму.

Жан Метценже, «Женщина с лошадью (Всадница)»
Жан Метценже, «Женщина с лошадью (Всадница)»
Жан Метценже, «Жар блю», 1912-13
Жан Метценже, «Жар блю», 1912-13

Влияние кубизма на современное искусство

Кубизм далек от того, чтобы быть художественным движением, ограниченным историей искусства, его наследие продолжает вдохновлять творчество многих современных художников

Никас Сафронов, "Путин в кубизме", 1999
Никас Сафронов, "Путин в кубизме", 1999
Никас Сафронов, "Отдыхающая на белой ткани на фоне природы"
Никас Сафронов, "Отдыхающая на белой ткани на фоне природы"
Георгий Курасов. В кафе, 2015г
Георгий Курасов. В кафе, 2015г
Георгий Курасов. Солнечные мечты, 2015г
Георгий Курасов. Солнечные мечты, 2015г
Георгий Курасов. Похищение Европы, 2015г
Георгий Курасов. Похищение Европы, 2015г
Андрей Саратов, "Женщины Шарлотенбурга", 2016
Андрей Саратов, "Женщины Шарлотенбурга", 2016
Андрей Саратов, "Аннушка", 2016
Андрей Саратов, "Аннушка", 2016
Каролина Войку, "Джаз", 2014
Каролина Войку, "Джаз", 2014