Художественная роспись стен

Европа верхом на быке. Фреска из Помпей
Европа верхом на быке. Фреска
из Помпей (Дом Роковой Любви),
фрагмент. I в. н. э. Неаполь,
Национальный археологический
музей

Художественная роспись стен - средство декорирования частных и общественно значимых сооружений с давних времен.

Такой способ декорирования был известен человечеству еще в древние времена — наиболее богатые и родовитые жители Древней Греции и Древнего Рима начали украшать полы, потолки и стены собственных жилищ с помощью орнаментальных и сюжетных фресок, мозаик и тому подобное и количество их постоянно увеличивалось.

Фреска (от итал. Affresco - свежий) - живопись на влажной штукатурке, одна из техник настенной живописи, противоположная «а секко " (роспись по сухому). Фресками называют также произведение, выполненное в этой технике.(Делались с помощью сыра, кусков камня, природных красителей и др.).

Традиции украшать свое жилище вещами искусства и росписями на стенах доходят до нас еще со времен палеолита (35-10 лет до н. е.). Многочисленные наскальные рисунки, скульптуры, вещи прикладного искусства, сохранились и до наших дней и были источниками вдохновения художников на протяжении многих последующих веков.

Наскальные рисунки в пещере Шове, юг Франции.
Наскальные рисунки в пещере
Шове, юг Франции.

Рисунки и предметы быта посвящались силам природы, культовым образам, чаще всего это были силуэтные изображения животных, растений, отпечатки ладоней человека. Благодаря им, сегодня мы можем представить многообразие флоры и фауны того времени, быта и верования древних людей.

Человечество не стоит на месте, как и его мастерство. Следующим по масштабу и значимости шагом в искусстве стало развитие Древнего Египта (4-3 — ст. к н. е.). Настенные фрески, созданные в Египте, пленяют и сегодня сердца своим совершенством и мастерством. Веками техника декоративной росписи стен в Египте передавалась из поколения в поколение, составляя тем самым канон изображения людей, животных, тех или иных событий.

Фрагмент фрески из гробницы Небамона, XVIII династия. Британский музей
Фрагмент фрески из гробницы Небамона, XVIII династия. Британский музей

Мастера острова Крит так же оставили нам в наследство потрясающие по красоте и совершенством фрески, орнаменты, бытовые и анималистические сцены. Несмотря на свое великолепие и разнообразие, росписи того времени все еще носят несколько скован в движениях, плоский и декоративный характер.

Стенные росписи Кносского дворца, остров Крит

Стенные росписи Кносского дворца, остров Крит

В Древней Греции (конец 5 — 4 ст. к н. е.) деятели искусства активно искали способы передачи психологии и эмоций человека, героические мотивы поучительного характера сосуществовали с лирическими настроениями и бытовыми композициями.

Развитие светской культуры Рима дало заметный толчок к развитию строительных технологий и декорированию различных по обозначению помещений. Но формы архитектуры были активно заимствованы из архитектуры Древней Греции и известных центров эллинизма, воинственно покоренных власти Рима. Росписи стен и потолков получили более систематизированный характер. Римляне даже использовали настенная живопись для украшения фасадов своих домов, появляются вывески различных торговых помещений и мастерских.

Психея среди богов Олимпа. Рафаэль. 1517

Психея среди богов Олимпа. Рафаэль. 1517

Эпоха Возрождения открыла миру таких великих мастеров как Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и многих других выдающихся личностей, творческое наследие которых приобрела завершенность и характера образцов для нескольких поколений западноевропейских художников разных стран и эпох. Были возрождены культурные ценности и традиции Древней Греции и Рима. Однако процесс не остановился на возрождении античных традиций, а был творчески развит и стал основой для развития национальных культур стран Западной Европы.

Возрождение или Ренессанс (от лат. renasci «возрождаться») —эпоха в истории культуры Европы, начинается в XV столетии. Отличительная черта — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Микеланджело. Сикстинская капелла. Сотворение Адама

Микеланджело. Сикстинская капелла. Сотворение Адама

Со временем настенная живопись стали выполняться не только в храмах, но и в жилых интерьерах, сюжеты стали более светскими, теряется исключительно религиозная направленность изображений. Появляется новый термин «Альсекко» — роспись по сухой штукатурке, в отличие от классической фрески, которая выполняется по влажному грунту «affresco».

В период сецессии по большей мере развивается искусство графики, и настенная живопись отходит на второй план. В декорировании интерьеров начали преобладать растительные орнаменты, сложные переплетения узоров, графичность.

Сецессион (Сецессия) — (лат. secessio — отход, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 — начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве противопоставления академизму. Наиболее известны «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион».

С появлением обоев прошло разветвления: фрески и стенописи становятся принадлежностью богатых домов, бумажные обои — признак жилищ среднего состояния или бедноты.

В 20 и 21 в. архитекторы и дизайнеры все чаще прибегают к стенописям в своих проектах. Используются как новые, так и традиционные древние технологии. Современный образованный и состоятельный человек предъявляет высокие требования к красоте и удобству своего дома или загородного особняка.

Современная роспись стен в квартире

Современная роспись стен

в квартире

Развитие дизайна позволяет проявить неповторимую индивидуальность обладателя помещения. Часто именно настенная живопись может расширить пространство, создать определенное настроение и стиль дома, подчеркнуть уют и тепло вашего окружения, продемонстрировать уровень собственных доходов, вкус в интерьерах или хаос мыслей, безвкусицу и бессмыслицу даже при использовании недешевых или импортных материалов.