Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски».
Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения. Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром.
Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.
Важнейшим вкладом в историю и развитие живописи на стенах по праву считаются рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Их работы датируются 3 и 4 тысячелетиями до н. э. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где можно встретить не только изображения египетских богов, но и проследить хронику исторических событий. Установились первые каноничные стили рисования, расширялась палитра цветов.
Другой образчик античного искусства — росписи с острова Крит. Они выполнены на сырой штукатурке и были созданы для дворцов. Последние украшались как фризами, так и панелями с росписями. Хотя живопись оставалась декоративной и плоскостной, для нанесения рисунков использовались яркие краски.
Постепенно в живопись помимо изображений человека стали добавлять узоры и орнаменты, вместо привычных героических сюжетов художники больше акцентировались на лирических мотивах. Опять же, преимущественно выбирались яркие и насыщенные краски. Одна из причин — трудность восприятия светлых оттенков на стенах из белого мрамора.
Следующим шагом становится перенос настенной живописи в парадные комнаты, когда основное внимание обращается на интерьер. Новый виток развития наблюдается в Древнем Риме.
Живопись древней Греции до нас дошла небольшимы образцами., однако и они показывают, что искусство эллинов достиггло высокого уровня как реализма, так и символизма в живописи.
Помпезное оформление домов основывается на работах греческих художников, техника росписи выходит на высокий уровень. На стенах отражались декорации театров, дворцы или богатые орнаменты, целью которых было отразить великолепие и богатство владельца.
Отличием этого периода можно назвать увеличение роли церковного интерьера, а также новые правила росписи. Декоративная живопись начинает тесно сплетаться с духовным содержанием рисунка. Появляются личности, имена которых навсегда останутся в истории мировой художественной культуры. Итальянские мастера — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие известные живописцы — породили новую волну развития настенной росписи, которая затем распространится на всю Северную Европу. Появляются первые фрески, представляющие собой роспись по сырой штукатурке.
Снова, как и в античные времена, живопись выходит за рамки религии и появляется в светских домах. На смену первоначальной технике создания фресок приходит роспись по сухой штукатурке. Появляется такое понятие, как альфрейская живопись. Для нее характерно сочетание декоративной отделки интерьера и полноцветной живописи. К концу 18 века переживает расцвет техника создания «обманок», с помощью которых удается визуально увеличивать пространство в помещении.
В эпоху расцвета пышности и помпезности интерьера настенная роспись призвана подчеркивать его роскошь и богатое убранство. Приветствуются удачные ракурсы, яркие краски и эффекты театральности. «Обманки» остаются востребованными, несмотря на то, что богатые люди могли себе позволить роскошные сады и не нуждались в дополнительном увеличении пространства. Техника художественной росписи доводится до совершенства — рисунки становятся практически неотличимы от архитектурных деталей.
Когда на смену борокко пришел стиль рококо, к основным принципам настенной живописи присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов. Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота. Позолота обрамляет и роспись, и рельефную лепнину.
Модернистские течения и вклад промышленности в декорирование интерьера привели к появлению обоев и упадку классической росписи. Но в последнее время данная техника оформления интерьера снова привлекает к себе внимание благодаря своим возможностям. Она позволяет внести корректировки в архитектуру, отразить индивидуальность владельцев помещений, оживить помещение. Не меньшее преимущество в том, что роспись так же, как и много веков назад, создается вручную.
Современная живопись на стенах хоть и базируется на огромном пласте умений и знаний мастеров прошлых лет, но при этом активно включает в себя технологии и мотивы нынешней эпохи. За счет этого она становится более долговечной. Плюс она является хорошей возможностью внести разнообразие в большинство однотипных современных жилищ.
Главной целью современной настенной живописи является передача оригинальности и изысканности интерьера. За счет использования росписи в сочетании с предметами быта можно создать уникальный дизайн практически любого помещения — от офиса компании до личной квартиры. Немалую роль играет желание дизайнеров экспериментировать и предлагать новые решения задач оформления. В качестве примера стоит упомянуть флюоресцентные краски, аэрографию или технику оформления с искусственным созданием патины — эффектом старения.